Женский вокальный дуэт «Крин» (Лилия) Сладжана
и Александра Борота
Записано в прошлом нам в подарок!
Диск с песнями народа Косово
и Метохии и южной Сербии «Ой ты птица ласточка»
«И песня, чадо мое, песня
и музыка составляют народ.
Каждая птица своим
голосом поет и у каждого народа есть свой голос и своя песня, по которыми его
можно узнать. Когда встретишь иностранца, не спрашивай его кто он, и откуда он.
Пусть он начнет петь или играть, и
тебе все станет ясным. Ты сразу поймешь болгарин он или грек, приехал ли он из равной Венгрии или из заморских стран. Если его язык не можешь понять, его
пение и игру всегда будешь понимать. Гусли и двойные свирели, трубы и тамбуры, свирели и
цитры говорят на всех языках мира…”
Этими словами начал высказывать свои мысли современный сербский писатель Миле Медич в своем “Завещании песни и игры” и таким образом возвратил нас в далекое прошлое, в давние времена и указал нам на ценность и дар, которые традиция носит в себе как корень существования одного народа, ее
художественной красоты, где игра и песня передаются будущим поколениям и хранятся от забвения. А художник старается над ней и развивает ее с помощью этого бесплатного
таланта, который даровал ему Творитель.
Так начинает работу женский вокальный дуэт «Крин», родные сестры Сладжана и Александра
Борота, в поисках традиции своего народа,
традиции давних времен, они выбирают песни лирского характера с территории
Косово и Метохии и южной Сербии. По своей духовной и творческой красоте эти
песни напоминают нам давние времена, старые церковные распевы и распевы
византийского церковного пения. Народ как единственный создатель традиции искал
вдохновение во всем окружающем, в самой
природе, а и в ее прекрасных звуках (в ручье, реке, на поле, в скале, в ветре),
в повседневной жизни, а благодаря самому творческом таланту, песни создавались из «ничего»,
то есть из их сердец.
Оноре де Бальзак
сказал :“Только то, что является
натуральным, имеет силу долгоденствовать.”
Поэтому песни так красивы,
возвышены и полные достоинства, проникнутые искренней моралью и самыми ценными жизненными
принципами, так как они возникли из измученной
и страдальной души народной, что дает отпечаток их поэзии. История свидетельствует,
что в печали и страдании выливались красивейшие чувства и создавалось красивейшее
искусство.
Вокальные солистки выбрали песни по вокальному
характеру и музыкальному выражению, но основная идея музыкального проекта –
сохранить тематический характер, то есть песни будут носить то же сообщение и
следить за той же историей, рассказаной кем-нибудь давным-давно. А это птицы: и
ласточка и сойка и бюльбюль и голубь ... Каждая песня имеет свою птицу, которая
была вестником и объявляла все события, и самые грустные и самые красивые чувства,
носящие глубокие эмоции. Таким способом нанизывались жемчуги спетой поэзии,
которая и сегодня живет и свидетельствует о прошлом и о предстоящем будущем. Перелетели
птицы ласточки, Ой ты птица ласточка, Запела Сойка птица …Диск состоит из 12 песен,
6 мелодий спето акапелла, a 6 спето в сопровождении свирели и кавала. Инструмент
является еще одним украшением, который в своей полноте истинно представляет
традицию и все принадлежащее ей.
Вокальный дуэт называется «Крин» («Лилия»), потому что это прекрасное семя цветка
«лилии» засвидетельствовало вековое вдохновение, оказывавшее на древний
христианский народ, как символ, герб, узнаваемость и сильнейшая печать во всей
своей красоте в «лилии» писаного и спетого искусства. Это четкая ассоциация
почему вокальный дуэт «Крин» свою музыку называет и оттождествляет с красотой
цветка «лилии».
Людвиг ван Бетховен: “Музыка – это посредник
между духовной и чувственной жизнью.”
Песни спеты с яркой вокально-драматической интерпретацией, но с любовью и
уважением к народному традиционному творчеству. Вокальные солистки тщательно
исследовали каждую песню, чтобы исполнить ее во всей ее полноте, обращая
внимание на текст, толкуя каждую мысль и чувство. Своим талантом, многолетней
работой, народные распевы вокального дуэта «Крин» можно оттождествить с
традиционной народной музыкой, потому что они так и высказаны.
Сказал Виктор Гюго:
«Музыка выражает то, что невозможно высказать, а о чем невозможно молчать.»
Вокальные солистки
Сладжана и Александра для своих публичных выступлений и презентации диска «Ой
ты птица ласточка» с любовью подготовили платья, представляющие древнюю Сербию,
12 век. Эти платья средневековые, вязаные вручную бело-серебряныой нитью на
черной ткани, с флоральными орнаментами, находящимися в монастыре Студеница, на
восточной трифоре церкви. Монастыр Студеница находится в списке Всемирного
наследия ЮНЕСКО.
Солистки уже много лет
обучаются в классе актрисы и ведущей артистки мюзикла и оперетты Театра на
Теразиях в Белграде и последующего преподавателя вокальной постановки
голоса на Академии Искусств в Нови Саде
– Весны Предоевич-Милованович. Она обучалась пению у оперного певца мирового
масштаба – Станоя Янковича, который был однокурсником мировой оперной дивы Зинки Кунц Миланов.
Таким образом, вокальное
обучение Сладжаны и Александры Борота проходило по стандартам школы мировых певцов,
которые засвидетельствовали успех своим качеством (высокая постановка голоса и низкое
дыхание), а эта техника в настоящее время находится на грани исчезновения.
Вокальные солистки
Сладжана и Александра уже много лет поют вместе на многих культурных и религиозных
мероприятиях по всей Сербии, на промоциях, выставках, конференциях, презентующих
Сербскую культурную и духовную традиции. В декабре 2012 года вокальный дуэт “Крин” (Лилия) провел первый
концерт в диаспоре, в храме Святого Саввы в Париже. У обе певицы есть большой
опыт участия в концертах, иногда в дуэтах, а иногда как отделные солистки в
разных музыкальных группах.
Рафаил Карелин: ”Музыка является самым интимным видом искусства. Поэтому
она связана с той глубиной души, которая в современной лексической терминологии
названа подсознанием.”
Сладжана Борота принимает участие во многих мероприятиях, как
солист, в рамках своих гуманитарных акций для обновления
и постройки монастырей, детских приютов, общественных кухон-столовых, а также
участвует и во многих музыкальных видеороликах и передачах, представляющих
культурную традицию.
Вместе с Елисаветой
Арсениевич она в 2000 году создала женский вокальный дуэт «Духовная Лира», и
они участвовали во многих концертах и мероприятиях как в Сербии, так и в
диаспоре и Европе.
Первый концерт в
диаспоре «Духовной Лиры» Сладжана Борота и Елисавета Арсениевич провели 1 мая
2005 года в Париже, в Сербской православной церкви Святого Саввы.
Французский театр Théâtre
de la Ville пригласил
вокальный дуэт «Духовная
Лира», вместе с мужским вокальным
дуэтом «Пирг», 8 декабря 2006 года провести
концерт в театре “La Comédie de Reims » в Reims.
В
Париже 9 декабря 2006 года “Духовная Лира” и ”Пирг” провели
в театре “Les
Abbesses” концерт
под названием Le
chant de l`ame orthodoxe.
Сладжана
Борота в организации Сербского культурного общества „Младост“ из Парижа
участвует как солист в спектаклях, вдохновленных сербской традицией танца и
песни.
-
21 апреля 2007 года в спектакле Stoicha i Doucliane в « Théâtre de la Scéne Watteau » - Norgent sur Marne
-
19 апреля 2008 года в спектакле Stoicha
et Basch-Tchelik в
« Théâtre de l' Ouest Parisien » Boulogne-Billancourt
- 4 мая 2008 года в спектакле
Stoicha et Basch-Tchelik
в «Théâtre du Gymnase Marie-Belle » -
Paris
В гуманнитарном мероприятии «Сердцем для сердца Сербии», организованном Сербским культурным обществом «Извор» при храме Святого Саввы в Париже для детей Косово и Метохии, Сладжана Борота приняла участие 16 мая 2010 года в театре «Théâtre
Adyar» Paris.
Сладжана Борота 26 ноября 2011 года участвует в концерте посвященном 45-летию издательского дома L`age D`homme Владимира
Димитриевича в
Maire
du VI e arrondissement Place St-Sulpice, Paris.
Александра Борота активно участвует как солист, и вместе с женскими профессиональными октетами и хорами в многочисленных передачах, организуемых государственным телевидением и радио.
Биография
Сладжана Борота родилась в городе Сисак в 1971 году. С 1991 года живет в Белграде. Особую наклонность выявляет к духовным
песням святого Николая Велимировича, которые создавались в период между Первой и
Второй мировыми войнами и которые запомнили монахини. Она посещает сербские
монастыри и собирает песни, чтобы сохранить их от забвения. Следжана работает учительницей
религии и музыкальным педагогом в внутренности Сербии, а также создает
многочисленные хоры, которые занимаются духовной музыкой. Она учредила женский
хор при храме святого Ахилия, и с этим хором Сладжана выпустила диск под
названием «Са Косова зора свиче» (С Косово белеет заря). Свой опыт она передает
православным монахиням латиноамериканского
происхождения, живущим во Франции, в монастыре Рождества Богородицы в Godoncourt. С 2002 года поет в женском вокальном дуэте «Духовная Лира»
с Елисаветой Арсениевич, и в этом музыкальном составе участвует во многих культурных
и духовных мероприятиях в Сербии и на европейских фестивалях.
Изучение
традициональной музыки начинает в Сербском культурном обществе «Извор» при
храме Святого Саввы в Париже, в котором создает певческий ансамбль. С 2002 года
начинает обучаться технике и постановке голоса в частном студии Весны
Предоевич-Милованович, актрисы и ведущей
артистки мюзикла и оперетты Театра на Теразиях в Белграде и последующего
преподавателя вокальной постановки голоса
на Академии Искусств в Нови Саде. Обучение проходило по стандартам певцов
мирового масштаба – Зинки Кунц и Станоя Янковича.
Александра Борота родилась в городе Сисак в 1969
году, а в Белграде живет с 1991 года. Более десяти лет училась играть на скрипке
в музыкальной школе Fran Lhotka в Сиске, а в этот период была и членом
струнного оркестра. В течение многих лет она пела в церковном хоре и занималась
церковной музыкой, а также она пела и в женском профессиональном хоре и
занималась городской и традициональной музыкой. В 2007 году она записывала
традициональные песни для архива радио Белграда. С 2005 года она начинает свое вокальное обучение
у актрисы и ведущей артистки мюзикла и оперетты Театра на Теразиях в Белграде и
последующего преподавателя вокальной постановки голоса на Академии Искусств в Нови Саде – Весны
Предоевич-Милованович.